Современные проблемы эволюционной биологии
Международная
научно-методическая конференция, посвященная 200-летию со дня рождения Ч.
Дарвина и 150-летию выхода в свет «Происхождения видов…»
12–14
февраля 2009 г. на базе естественно-географического факультета Брянского
государственного университета им. акад. И. Г. Петровского состоялась
международная научно-методическая конференция «Современные проблемы
эволюционной биологии», посвященная 200-летию со дня рождения Ч. Дарвина и
150-летию выхода в свет «Происхождения видов…».
Задачи конференции:
1. Пропаганда эволюционных идей в науке и обществе.
2. Координация и интеграция исследований в области
эволюционной биологии.
3. Апробация и публикация результатов исследований.
Конференция проводилась по направлениям:
1. Дарвинизм – методологическая основа общей и
теоретической биологии.
2. Проблемы преподавания эволюционной биологии.
3. Эволюционная экология.
4. Эволюционная морфофизиология растений, животных и человека.
5. Селекция – эволюция, направляемая волей
человека.
В конференции приняли участие 140 ученых,
специалистов, аспирантов и студентов (в том числе: 24 доктора наук, 39
кандидатов наук, 15 учителей) из 48 организаций России, Украины, Беларуси,
Молдовы:
Белгородский государственный университет, г. Белгород, Россия
Ботанический сад-институт ДВО
РАН, г. Владивосток, Россия
Брестский
государственный университет, г. Брест, Беларусь
Брянская государственная инженерно-технологическая
академия, г. Брянск, Россия
Брянская государственная сельскохозяйственная
академия, п. Кокино, Брянская обл., Россия
Брянская опытная станция по картофелю, г. Брянск, Россия
Брянский государственный университет, г. Брянск, Россия
Брянский филиал Национального государственного
университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, г. Брянск, Россия
Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Россия
ГОУ СОШ
№ 917, Москва, Россия
Ивановский
государственный университет, г. Иваново, Россия
Институт биологии Коми НЦ
УрО РАН, г. Сыктывкар,
Россия
Институт проблем освоения Севера СО РАН, г. Тюмень, Россия
Институт разведения и генетики животных УААН, с. Чубинское, Киевская
обл., Украина
Институт леса Карельского научного центра РАН, г. Петрозаводск, Россия
Институт физиологии растений им. К.А. Тимирязева РАН, г. Москва, Россия
Луганский
национальный аграрный университет, г. Луганск, Украина
Мичуринский государственный
аграрный университет, г. Мичуринск–Наукоград,
Тамбовская обл., РФ
Могилевский государственный университет, г. Могилев, Беларусь
Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия
МОУ Липницкая
СОШ, п. Косицы, Севский
р-н, Брянская обл., Россия
МОУ «Гимназия», г. Новозыбков, Россия
МОУ Займищенская
СОШ, г. Клинцы, Брянская
обл., Россия
МОУ
лицей № 22, г. Иваново, Россия
МОУ лицей № 27, г. Брянск,
Россия
МОУ СОШ
№ 2, г. Злынка, Россия
МОУ СОШ
№ 2, г. Севск, Брянская область, Россия
МОУ СОШ
№ 4, г. Карачев, Россия
МОУ СОШ
№ 7, г. Клинцы, Брянская обл., Россия
Научно-Информационный Центр, г.
Кишинев, Молдова
Национальный университет биоресурсов и природопользования
Украины, г. Киев, Украина
Нижнетагильская социально-педагогическая академия, г. Нижний Тагил, Россия
Новгородский государственный университет, г. Великий Новгород, Россия
ОПХ «Первомайское», г. Почеп, Брянская обл., Россия
Орловский государственный аграрный университет, г. Орел, Россия
Орловский государственный университет, г. Орел, Россия
Соликамский государственный педагогический институт, г. Соликамск, Россия
Среднерусская научно-исследовательская
фитопатологическая станция, Филиал ГНУ Тамбовского НИИСХ
Россельхозакадемии, г. Тамбов, Россия
Ставропольский государственный университет, г. Ставрополь, Россия
Тверской государственный университет, г. Тверь, Россия
Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, г. Владивосток, Россия
Тульский государственный университет, г. Тула, Россия
Удмуртский государственный университет, г.
Ижевск, Россия
Управление общего образования, г.
Ливны, Россия
ЦО «Гамма»№1404, г. Москва,
Россия
ЦСБС СО РАН, г.
Новосибирск, Россия
Челябинский государственный педагогический
университет, г. Челябинск, Россия
Шуйский государственный педагогический университет,
г. Шуя, Россия
Главная страница http://darwin200.narod.ru
С докладами выступили:
Афонин Алексей Алексеевич –
д.с.-х.н, доц. – Россия,
Брянск, Брянский государственный университет: Дарвинизм и современность;
Повышение эволюционной устойчивости квазинативных лесных экосистем Юго-Запада
России путем формирования контролируемых информационно-энергетических потоков
Бабицкий Андрей Федорович – к.б.н. – Молдова, Кишинев, Научно-Информационный Центр: Онтогенетическая
наследственность возделываемых растений; Коэффициент изменчивости и его смысл
Безбородова Ольга Владимировна
– учитель – Россия, Брянская обл., МОУ Липницкая СОШ п.Косицы
Севского района: Проблемы преподавания
эволюционного учения
Булавинцева
Людмила Ивановна – к.п.н., доц. – Россия, Брянск, Брянский государственный
университет: Использование зрительных образов
идеализированных объектов при формировании эволюционных понятий
Васильцова Людмила Елизаровна – учитель – Россия, Брянская обл., МОУ СОШ №2 г. Злынка: Роль
игровой технологии в формировании основ дарвинизма
Гашева Наталья Александровна – к.б.н., ст. научный
сотрудник – Россия, Тюмень, Институт проблем освоения Севера: Ивы как иллюстрация
дарвиновского понимания вида
Глазунова Евгения Львовна –
учитель – Россия, Москва, ЦО «Гамма» №1404: Конспект
урока по теме «Происхождение птиц» для 7 класса средней общеобразовательной
школы
Голыго
Наталья Валерьевна – учитель – Россия, Брянская обл., МОУ
«Гимназия» г. Новозыбков: О введении некоторых эволюционных понятий при
изучении раздела «Бактерии. Грибы. Лишайники» в
средней общеобразовательной школе
Демьянков
Евгений Николаевич – к.п.н., проф. – Россия, Орел, Орловский государственный
университет: Роль познавательных задач в формировании основных эволюционных
проблем при изучении биологии
Долженко
Виталий Николаевич – д.г.-м.н., проф. – Россия,
Брянск, Брянский государственный университет: О связи биологической
эволюции с геологической
Ермакова
Ольга Владимировна – д.б.н., ст. научный сотрудник – Россия, Сыктывкар,
Институт биологии Коми НЦ УрО
РАН: Изменение
реакций периферических органов эндокринной системы мелких млекопитающих при
воздействии хронического облучения
Естафьев Алексей Александрович – д.б.н., ст. научный
сотрудник – Россия, Сыктывкар, Институт биологии Коми НЦ
УрО РАН: Особенности формирования авифауны европейского Северо-Востока России
Задеева Клавдия Николаевна –
учитель – Россия, Брянская обл., МОУ СОШ № 4, г. Карачев: Проблемы преподавания теории
Чарльза Дарвина в школе
Зиновьев
Андрей Валерьевич – д.б.н., проф. – Россия, Тверь, Тверской государственный
университет: «Происхождение видов...» Чарльза Дарвина как ключ к семинарским
занятиям по теории эволюции
Концевая Алла Павловна –
учитель – Россия, Брянская обл., Займищенская СОШ, г. Клинцы: Теория
эволюции в школьном курсе биологии основной школы (из опыта работы)
Лукутина Наталья Анатольевна –
учитель – Россия, Брянская обл., Лопушская СОШ, с. Лопушь: Изучение
изменчивости организмов в ходе исследовательской деятельности школьников
Пучковский
Станислав Владимирович – д.б.н., проф. – Россия, Ижевск, Удмуртский
государственный университет: Совместимость и комплементарность
дарвинизма и других научных концепций биологической эволюции
Резанов Александр Геннадиевич – д.б.н., проф. –
Россия, Москва, Московский городской педагогический университет: Явление синантропизации у птиц: классификация, центры происхождения
Романенко Павел
Владимирович – асп. – Россия, Брянск, Брянский
государственный университет: О значении изучения эволюционной теории Ч.
Дарвина для становления экософского мировоззрения
школьников
Свиридова Татьяна
Александровна – асп. – Россия, Брянск, Брянская
государственная инженерно-технологическая академия: Анализ изменчивости
длины волокон либриформа древесины орехов в условиях
города Брянска
Скок Анна
Витальевна – к.б.н., доц. – Россия, Брянск, Брянская государственная
инженерно-технологическая академия: Популяционная изменчивость жизнеспособности
пыльцы сосны обыкновенной в условиях радиационного загрязнения
Старобинская Анна Егоровна
– учитель – Россия, Брянская обл., МОУ СОШ №2, г. Севск: Происхождение и сущность человека –
предмет изучения в средней школе
Цыганкова Ирина Валерьевна
– учитель – Россия, Брянская обл., МОУ СОШ № 7, г. Клинцы: «Основы
учения об эволюции» в свете культурно-исторического подхода
Шевко Оксана Анатольевна –
учитель – Россия, Брянск, лицей № 27: Дарвинизм как логическая опора
биологии
Шикун Анатолий Иванович – к.ф.н., доц. – Беларусь,
Брест, Брестский государственный университет: Проблемы экологического
воспитания студентов биологических специальностей
По итогам работы
конференции опубликован сборник материалов в 2-х томах, содержащий 119 статей,
изложенных на 654 страницах.
Главная страница http://darwin200.narod.ru
Теоретическая значимость
результатов работы конференции заключается в том, что предложены новые варианты
решения ряда актуальных проблем эволюционной биологии.
Признано, что эволюционная
биология является организующим началом для всего современного естествознания,
что способствует формированию целостной картины мироздания. Основные положения
теории естественного отбора Ч. Дарвина совместимы с комплементарными
научными концепциями биологической эволюции. Общие закономерности эволюции
систем различного уровня (включая геологические, космические, социальные,
информационно-энергетические системы) наиболее полно проявляются в эволюции
биологических систем.
Для повышения качества
преподавания эволюционной биологии в школе и вузах необходимо полнее использовать
возможности как традиционных, так и современных технологий обучения. Необходимо
преподавать эволюционное учение не как догму, а как исследование, показывая все
противоречия. Следует активизировать создание хрестоматий, баз данных,
иллюстрирующих закономерности эволюции биологических систем в соответствии с
возрастными и иными особенностями учащихся. Для этого необходимо создание
координационных центров.
В условиях усиления
действия техногенных факторов и нарастающего загрязнения окружающей среды живые
организмы вынуждены адаптироваться к изменившимся условиям, и такие процессы
происходят. Теория эволюции дала методологию, инструментарий для изучения
экологических и популяционно-генетических процессов на современном уровне.
Необходимо переосмысление и обобщение данных научных исследований на совершенно
новом уровне понимания экологических явлений. Путем формирования контролируемых
информационно-энергетических потоков возможно повышение эволюционной
(эколого-генетической) устойчивости квазинативных и искусственных экосистем.
Эволюционный подход к
изучению морфологии и физиологии растений, животных и человека может и должен
служить обоснованием для разработки мероприятий по организации систем биомониторинга, по созданию благоприятной среды
существования для разных групп организмов. Развитие теории биологического вида
(как системы потенциально или фактически скрещивающихся популяций) позволяет
разрабатывать долгосрочные глобальные прогнозы динамики квазинативных и
антропогенно измененных экосистем.
Эволюционная биология
(наряду с генетикой) образует теоретической фундамент современной селекции и
биотехнологии. Это позволяет не только повысить и сохранить продуктивность
сортов, пород, штаммов, но и обеспечить их устойчивость к неблагоприятному
воздействию комплекса неблагоприятных факторов-стрессоров, стабилизировать
структуру искусственных биологических систем.
Результаты работы
конференции рекомендуется использовать:
1. Для
технико-экономического обоснования международных и региональных проектов в
соответствии с приоритетными направлениями развития
науки и техники, включая научно обоснованные рекомендации…
– по сохранению
и приумножению всех уровней биоразнообразия,
– по
оптимизации структуры эволюционно устойчивых квазинативных и искусственных экосистем,
– по разработке
долгосрочных мероприятий в области генетической безопасности.
2. Для
повышения качества преподавания эволюционной биологии и смежных разделов общей
и теоретической биологии в школах и вузах.
Участники конференции
выражают благодарность организационному комитету за плодотворную работу по
подготовке и проведению конференции.
Рекомендуется:
1. Регулярно (раз в 3 года)
проводить на базе Брянского государственного университета им. акад. И. Г.
Петровского с участием Брянского центра научно-технической информации
международные научные конференции по современным проблемам эволюционной
биологии.
2. В промежутках между конференциями ежегодно проводить…
– Симпозиумы по
приоритетным направлениям развития науки и техники:
Технологии мониторинга
природно-техногенной сферы;
Технологии неистощительного
природопользования;
Технологии реабилитации
окружающей среды от техногенных воздействий
– Методологические семинары
по проблемам преподавания основ общей и теоретической биологии.
Программный комитет:
Ермакова Ольга Владимировна
– д.б.н., с.н.с., Институт биологии Коми НЦ УрО РАН, Россия (председатель)
Естафьев Алексей Александрович – д.б.н., с.н.с.,
Институт биологии Коми НЦ УрО
РАН, Россия
Зиновьев Андрей Валерьевич
– д.б.н., проф., Тверской государственный университет, Россия
Пучковский Станислав
Владимирович – д.б.н., проф., Удмуртский государственный университет,
Россия
Резанов Александр Геннадиевич – д.б.н., проф., Московский городской педагогический
университет, Россия
Бабицкий Андрей Федорович – к.б.н., научн. консульт., Кишинев,
Научно-Информационный Центр, Молдова
Гашева Наталья Александровна – к.б.н., с.н.с.,
Институт проблем освоения Севера, Россия
Шикун Анатолий Иванович – к.ф.н., доц., Брестский
государственный университет, Беларусь
Организационный комитет:
Антюхов Андрей Викторович –
ректор Брянского государственного университета, д.фил.н., проф. (председатель)
Афонин Алексей Алексеевич –
д.с.-х.н., доц. (заместитель председателя)
Буренок Антонина Семеновна
– декан естественно-географического факультета, к.с.-х.н., доц.
Булавинцева Людмила
Ивановна – к.п.н., доц.
Зайцев Дмитрий Николаевич –
к.п.н., доц.
Анищенко Лидия Николаевна –
к.б.н., доц.
Долганова Марина
Владимировна – к.б.н., доц.
Колтакова Людмила Васильевна – зав.
кабинетом естественного цикла Брянского института повышения
квалификации работников образования.
e-mail: